Положения законодательства о порядке рассмотрения обращений
Статьёй 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.
Согласно статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Вместе с тем, под действие данной статьи подпадают не все обращения. Например, решения лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, обжалуются в порядке, установленном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому несвоевременный ответ гражданину, обжалующему постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
По той же причине не может быть привлечено к административной ответственности должностное лицо, рассматривающее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Порядок рассмотрения жалоб данной категории установлен главой 30 КоАП РФ.